Главная » Как приучить ребенка

Как приучить ребенка к труду

Как приучить ребенка к труду?

Представьте себе такую ситуацию: трёхлетний малыш вполне серьёзно намерен лепить с мамой пирожки, причём самые настоящие. Однако мама отсылает его поиграть, так как считает, что детская помощь – это лишний раз испачканная одежда и потеря времени на уборку кухни. Знакомо? Да, конечно -скажут многие из вас.

Но пройдёт какое-то время и, возможно, та же мама гневно кинет своему ребёнку: «Ты совершенно ничего не делаешь по дому!». Увы, ждать помощи от подростка, если в детстве вы не разрешали ему помогать, не стоит. И эта ситуация столь же хорошо знакома, как и первая.

Как приучить ребенка к труду?

Так что же делать? Отослать малыша играть в детскую и сохранить чистоту и порядок или же позволить ему поиграть во взрослого и ещё полчаса потратить после на уборку? Внимание! Как только у ребенка появляется желание делать всё, как мама, -подметать, мыть, стирать – это сигнал о том, что наступило самое лучшее время приучать дитя трудиться. И для родителей самое главное – поймать этот момент и использовать его себе во благо.


Педагоги и психологи рекомендуют начинать трудовое воспитание именно с 3-4 лет. Безусловно, вы быстрее и качественнее помоете посуду или постираете бельё. Самое важное для вас – это терпение и такт. Помните, что после детской уборки лишь небольшая часть пола станет чистой. Но мойте или подметайте заново, только когда малыш не видит. Иначе у него возникнет ощущение бессмысленно потраченных усилий, что навсегда отобьёт желание убирать и помогать. Избегайте высказываний вроде «Ну, вот, теперь маме всё придётся за тобой переделывать». Лучше похвалите: «Какой у меня помощник (помощница) растёт! И что бы я без тебя делала!». Дети просто расцветают от таких слов.
Помогая своему ребенку войти в царство ответственных домашних забот, соблюдайте меру. Не стоит сразу нагружать чадо разными обязанностями и требовать их неукоснительного выполнения. Позвольте ему самому выбрать одно из 4-5 предложенных дел. Помните, что излишняя непреклонность родителей может привести к появлению отвращения к любым нормам. Если вы видите, что у малыша закрываются глаза, а игрушки еще не убраны, позвольте убрать их завтра. Ведь и вы иногда устаете настолько, что откладываете домашние дела.

Итак, если малыш проявил желание стряпать с вами пирожки (мыть посуду, подметать пол, стирать одежду и т. д.), не «включайте» красный свет всем своим «нет»! Дайте ребёнку зелёную дорогу! Одно ваше «нет» сегодня – это 100 детских «не хочу, не буду, не могу» в ответ на вашу просьбу о помощи по дому через 6-7 лет!

Почему это важно?

Возьмите с собой великодушие, терпение и снисходительность. Спокойно делайте своё дело и показывайте малышу, как и что надо делать. Не спешите его поправлять и не торопите его. С первого раза, конечно же, он не сможет сделать всё так, как делаете вы. Но раз от раза у него будет получаться всё лучше и лучше. Ведь, играя, он подсматривает все ваши движения до мелочей и старательно их копирует, даже если вы этого сначала не замечаете. Помощь ребёнка в домашних делах нужна в равной степени и малышу, и вам.

Для ребенка это важно потому, что:

  • он познает мир;
  • он приобретает новые навыки, а любое овладение новым движением стимулирует работу мозга;
  • повышается самооценка ребёнка – он чувствует себя взрослым и нужным;
  • развивается творческое мышление ребёнка.

Для вас это важно, потому что:

  • вы являетесь примером для подражания – повышается ваш авторитет как родителя;
  • вы проводите время вместе, у вас общий интерес, и сохраняете контакт с ребёнком;
  • вы избавляете себя от проблем в будущем, связанных с помощью по дому;
  • вы воспитываете в ребенке самостоятельность;
  • вам не надо специально выбирать время для приучения ребенка к труду – всё происходит спонтанно, в лучшее время и с наилучшими результатами (даже если вам кажется, что всё наоборот).

Кстати, у народов, удалённых от большой цивилизации, например, у жителей Крайнего Севера, горных селений и аулов, у кочевых народов проблемы, как приучить ребёнка к домашнему труду, не существует. Как только малыш начинает ходить и способен удержать в руках посильную ношу – веник, палку, хлыст -он становится полноправным помощником в семье. Его труд, каким бы скромным он ни показался нам, жителям городов, там воспринимается взрослыми как должное и само собой разумеющееся. Поэтому обязательно надо знать, как приучить ребенка к труду. Успехов вам!

Поделиться в соц. сетях

Как приучить ребёнка к труду

Дата публикации 20 Декабрь 2015. Опубликовано в Статьи по воспитанию

Проблема помощи детей своим родителям часто встаёт на различных форумах и собраниях взрослых. И мнения по этому вопросу разделились. Часть родителей считает что у детей есть право на детство, на игры, труд они успеют ещё познать. Их оппоненты утверждают обратное, что только приученные с малых лет дети потом становятся добросовестными тружениками и честными гражданами общества.

Зачем приобщать малыша к труду?

Если родители захотели приобщить ребёнка к совместному труду – они прежде всего должны задать себе вопрос: Зачем это надо ? Они должны для себя уяснить какую цель они при этом ставят в конечном итоге. Или они хотят чтобы ребёнок привык к труду и не боялся трудностей. Чтобы он был готов к нелёгкой порой жизни во взрослом возрасте. Или может они хотят иметь помощников по семейному труду, дети их освободят от части нагрузок.

Если ребёнок почувствует что нет никакой цели у родителей, что приучают к труду только ради приучения – у такого замысла нет перспектив. Ребёнок рано или поздно почувствует неискренность в их словах и будет только создавать вид прилежного труженика, смотреть на труд как неизбежную повинность. В таком случае у ребёнка не воспитается любви к труду и он не сможет ценить правильно труд.

А если малышу скажут что он член семьи, что у него как и у других есть обязанности – малыш поймёт что предложенное ему дело реально, оно полезно для всех. Достаточно вспомнить с какой прилежностью дети выполняют часть домашней работы когда кто – то из взрослых заболеет – они себя чувствуют членами маленького коллектива и рады приносить пользу близким.

Надо напоминать о работе. А платить за труд надо?

Естественно что раз сказанное родителями малыш может легко забыть. В таком случае родителям надо тактично, вежливо и без крика напомнить о задании, о планах всей семьи после выполнения работы. Нет ничего плохого в том что малыш забудет выполнить работу, с возрастом это пройдёт.

Иногда родители стимулируют своих детей на выполнение работ по дому деньгами. При этом гордо хвастаются как умеют их дети зарабатывать . Психологи и педагоги критически рассматривают такой подход к воспитанию трудолюбия – в конечном итоге человек воспитанный таким образом вырастет корыстным и не в состоянии совершать благородные дела. Это искажение в воспитании, такое недопустимо.

Лучше делать ребенку подарки, которые ему интересны, например, черепашки ниндзя и больше уделять ему внимания.

Какую работу и как поручить ребёнку.

В отношении с ребёнком который выполнил часть работ неправильно родители должны вести себя тактично. Малыш выполняет работу первый или второй раз в жизни. У него нет опыта, для него в новинку движения которые он ещё усвоит в будущем. Нельзя переделывать работу сделанную с ошибками или недоделанную. В любом случае ребёнок должен услышать слова благодарности. А переделать работу можно в его отсутствие. Главное не качество сделанной им работы а его отношение к самому процессу труда. И если ребёнка ещё и мотивировать – например, пообещать после работы поход в зоопарк, совместные игры – ребёнок с большим желанием выполнит работу.

Работа на первых порах не должна быть сложной для малыша. Он в три или четыре года уже в состоянии сделать элементарную работу Например, собрать игрушки, расставить помытую посуду. Навести порядок с обувью в прихожей – это тоже под силу малышу. С возрастом задания усложняются. Девочки привыкают к утюгу, мытью посуды. Сначала можно поиграть с игрушечными, потом перейти к настоящим. Мальчик учится держать в руке молоток, простые инструменты. В возрасте 6 – 7 лет не уметь мальчику вбить гвоздь – значит, родители многое пропустили в его воспитании. Порученная работа должна соответствовать возрасту ребёнка.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:

Как приучить ребенка к труду

Часто родители стараются преодолеть склонность детей к лени. И как часто можно услышать такие слова: Ну почему ты такой ленивый? Наверное лень родилась впереди тебя .

Но надо признать, что желание ребенка трудиться, что-то создавать, творить, преодолевать трудности сформировать достаточно просто. А в тех случаях, когда повзрослевший ребенок стал ленивым, психологический анализ легко найдет те или иные ошибки воспитания.

Вот типичная ситуация. Мама пятилетнего ребенка моет посуду. Мама, я тоже хочу мыть посуду! - просит ребенок.

В этом случае мама может ссылаясь на недостаток времени, (что делает большинство родителей) сказать ребенку, что он еще маленький и предложить ему пойти поиграть, а может дать ребенку чашку и ложку, поставить удобный стульчик и предоставить ему возможность поучавствовать в совместном труде.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не был ленивым, с самого раннего возраста используйте его желание трудиться.

Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были маленькими, они за все хватались, а теперь их ничего не заставишь делать. Это означает, что сензитивный (чувствительный) период был упущен. Малыши имеют самую настоящую потребность делать все так, как делают взрослые. И если в семье детям предоставляется возможность для удовлетворения этой потребности, то первый шаг к преодолению будущей лени сделан.

Очень важно, чтобы в дошкольном и младшем школьном возрасте дети обязательно имели постоянные обязанности. Дело заключается в том, что предоставление ребенку определенной обязанности с периодическим контролем за ее выполнением повышает степень самоуважения ребенка, внушает ему ощущение своей нужности, важности его внутрисемейной позиции. Ведь самоуважение, определенная степень уверенности в себе, а это важнейшая черта гармонически формирующейся личности и в том числе залог своевременного развития потребности в самостоятельном труде.

Выбор постоянной обязанности для ребенка - дело не простое. Во-первых, порученное ребенку дело должно соответствовать его возрастным возможностям, во-вторых, оно должно быть постояным, в-третьих, оно не должно быть специально придуманным, а должно быть действительно необходимым для повседневной жизни. Такой обязанностью может быть вынос мусора, поливка цветов, покупка хлеба и молока и т.п.

Очень важно правильно оценивать действия ребенка. Не беда, если он допустит ошибку, наберитесь терпения и позвольте ребенку обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить порученное дело.

Некоторые мамы говорят так: Мой ребенок постоянно выполняет обязанности по дому, но ведь можно и самому догадаться, что и как выполнить. Я не хочу без конца давать инструкции. Почему он сам не проявляет инициативу?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть какой способ стимулирования действий ребенка стал привычным в данной семье.

Так, если родители не терпеливы к тому, что поначалу многие действия детей неловки, медлительны, неверны и они часто сопровождаются замечаниями, которые можно описать одной фразой ты не можешь , то в итоге ребенок теряет веру в свои силы, начинает низко оценивать свои возможности и способности. Таким образом формируется общее отрицательное мнение о самом себе. Укрепившись, такие эмоциональные переживания составят фундамент неуверенной в себе личности.

Ребенок, личность которого сформировалась как неуверенная в себе, оказывается совершенно неспособным к самостоятельности и проявлению инициативы. Он не пытается что-нибудь сделать по дому, когда нет мамы. Ведь он уверен, что все сделает не так и мама опять скажет: Какой ты не умелый!

Позиция ребенка будет иной, если родители как можно реже указывают ребенку на его ошибки и предоставляют ему возможность прилагать усилия в самых разных делах.

Воспитательная формула родителей ты можешь укрепляет веру ребенка в свои силы.

Таким образом у ребенка формируется положительное мнение о своих способностях, развивается уверенность в себе. Вот и получается, что способность ребенка к инициативе в домашних делах тесно связана с тем, как ребенка воспитывают, как относятся к его действиям.

В приучении детей к труду есть еще одна важная сторона. Это эмоциональное переживание в процессе работы. Так, любимая работа выполняется легко, а если и наступает усталость, то даже и она приятна.

Но к сожалению, в повседневном общении с детьми эта радостная сторона не открыта. Гораздо чаще они слышат от родителей, что день был тяжелый, видят, что мать или отец приходят с работы уставшими и раздраженными. И как часто домашняя работа связана с неприязненным отношением.

Такая эмоционалная атмосфера постепенно вызывает у ребенка отношения к работе как к чему-то крайне неприятному. Труд ассоциируется с негативными эмоциями. В таких условиях вызвать у ребенка желание трудиться или выполнять домашние школные задания становится затруднительно.

Поэтому родителям, которые хотят приучить своих детей к труду, необходимо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы не только сделать видимой, но даже усилить, подчеркнуть радость от хорошо выполненного дела. Все те положительные эмоции, которые возникают в труде, нужно пережить вместе с детьми.

Необходимо, чтобы дети как можно раньше почувствовали вкус этих переживаний. Если ребенок привык к таким эмоциям, его очень легко привлечь к любой деятельности.

Итак, чтобы воспитать у ребенка любовь к труду, необходимо с любовью, радостно выполнять домашнюю работу, нужно рассказывать ребенку о творческих, приятных минутах своего профессионального труда.

Ткалич Ирина Викторовна

Опубликовано на сайте: 20 ноября 2013. 1509 просмотров

Источники: http://33po4emu.ru/kak-priuchit-rebenka-k-trudu/, http://www.vitamarg.com/deti/article/6048-kak-priuchit-rebjonka-k-trudu, http://www.b17.ru/article/15329/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения